Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ)
история завода.
В послевоенные годы к созданию и внедрению в массовое производство новых форм одним из первых приступает старейший завод страны – Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова. Поскольку этот завод, как и в довоенные годы, является своеобразной экспериментальной базой по созданию новых изделий художественного фарфора, именно там сохранился, хотя и сильно поредевший за годы войны, творческий коллектив опытных мастеров, скульпторов, живописцев.
На завод приходят Э. Криммер, А. Лепорская, В. Городецкий и другие, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами советского фарфора; продолжают успешно работать и представители старшего поколения завода – А. Щекатихина-Потоцкая, М. Мох, А. Воробьевский, С. Яковлева, В. Семенов. В начале 50-х гг. С. Яковлевой, А. Лепорской, Э. Криммером, В. Семеновым был разработан и внедрен в производство ряд новых ваз, восходящих по своим силуэтам к античным сосудам, отличавшимся строгостью и монументальностью. Таковы вазы «Кувшинка» Лепорской, «Амфорная» Семенова и др. Формы сервизов, выполненных на заводе, также отличались строгой продуманностью и функциональностью. В первые послевоенные годы художники завода разработали ряд новых образцов изделий, по праву вошедших в историю советского фарфора. В частности, всеобщее признание завоевал хорошо известный чайный сервиз «Кобальтовая сетка» (форма «Тюльпан» С. Яковлевой, 1936, роспись А. Яцкевич). В 1950-е гг. внимание художников Ленинградского завода все больше привлекают образы народного искусства.
В 60 – 70-е гг. ЛФЗ становится художественным центром российского фарфора. В коллектив художников старшего поколения, таких как: А. Воробьевский, А. Лепорская, Э. Криммер, С. Яковлева, И. Ризнич, В. Семенов вливаются новые личности – В. Городецкий, Н. Славина, А. Семенова, Л. Григорьев, С. Богданова и другие. Художественная лаборатория постоянно пополняется выпускниками Училища им. В. И. Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия) – это И. Олевская, Н. Петрова, Т. Афанасьева, К. Соколов, Н. Сорокин, Г. Шуляк. Во второй половине 60-х гг. в фарфор возвращаются украшения и цветочные мотивы, разумеется, в новой интерпретации. В. Городецкий, главный художник ЛФЗ, выставляет сервиз «Цветущий кобальт» с изделиями укрупленных округлых форм, с лепными деталями в виде цветов, расписанный густым кобальтом, полностью покрывающим фарфоровую поверхность. А молодая художница Инна Олевская показывает на выставке сервиз «Музыка и цветы» с легкой акварельной росписью на музыкальную тему. Набор посуды дополнен тонко выполненными фарфоровыми розами и миниатюрными музыкальными инструментами.
Говоря о заводе нельзя не коснуться темы выпускаемой фарфоровой скульптуры. Для большинства выпускаемых в 40-х – 50-х гг. скульптур из фарфора характерны иллюстрированность, стремление к предельной конкретизации сюжетов. Наиболее распространенными сюжетами скульптуры малых форм были в те годы жанровые сценки, наделенные аллегорическим смыслом: изображения людей в национальных костюмах, фигуры рабочего или колхозницы, персонажи народных сказок и басен. В 50-е гг. в малой пластике также очень была популярна детская тема (скульпторы старшего и среднего поколения – Г. Столбова и С. Велихова). Интересна и известна чернильница «Медвежата» Чарушина. Художник-анималист Б. Воробьев выполнил для ЛФЗ сотни моделей, которые годами выпускались массовым тиражом. Скульптор хорошо подметил повадки каждого животного, его характер («Бычок», «Выдра», «Ласка», 1959). Новые тенденции начала 70-х гг. развились в полную силу к середине десятилетия. Расширяется тематика малой пластики, все более отходящая от примитивного сюжетного содержания, тяготеющая к философскому раздумью.
1918-1930гг. | 1919г. | 1920-1930гг. | 1921г. | 1921г. |
1921г. | 1921г. | 1921г. | 1921г. | 1922г. |
1922г. Юбилейная. | 1922г. | 1922г. | 1923-1924гг. Юбилейная. | 1927г. Юбилейное. |
1920-1930гг. Экспортное. | ||||